Европейские перспективы

Потрясенная и растерянная? Энергетическая политика Великобритании в поисках направления

На фоне остальной Европы Великобритания в роли лидера рынка, лидера атомной энергетики и лидера в добыче сланцевого газа может позволить себе резкое послабление в политике в отличие от Германии или Австрии. Так, например, несмотря на то, что решение по постройке атомной электростанции Хинкли Пойнт (Hinkley Point) было оспорено на основании выделяе­мых субсидий, Европейская комиссия все-таки разрешила строительство.

Авторы: Наоми Люде-Томпсон (Naomi Luhde-Thompson), «Друзья Земли» Англии, Уэльса и Северной Ирландии

Более трех четвертей населения Великобритании поддерживает использование возобновляемых источников энергии, в то время как атомную энергетику — всего одна треть, а добычу сланцевого газа методом гидроразрыва — одна четверть, если верить исследованию общественного мнения, проведенного по заказу правительства Соединенного Королевства в 2014 году. Энергетические дебаты становятся все жарче, поскольку счета населения за энергоносители растут, [прибыль компаний на внутреннем рынке увеличивается](https://www.ofgem.gov .uk / ofgem-publications / 90701 / css2013summarydocument.pdf), а замена устаревающей энергосистемы потребует крупномасштабных инвестиций .

Запутанная энергетическая политика Великобритании

Крупные предприятия все еще доминируют в энергетической политике Великобритании, в то время как небольшие предприятия энергетики на возобновляемых источниках, находящиеся в собственности населения, вынуждены с трудом преодолевать существующие барьеры. Прошло всего 25 лет после приватизации энергетики, однако в большой политике и средствах массовой информации рост энергии, находящейся в общинной собственности или собственности местных властей, рассматривается как незначительный вклад в энергосистему Великобритании — около 3 ГВт к 2020 году, по оценкам департамента по вопросам энергетики и изменений климата. Все это может измениться, если Великобритания создаст децентрализованную систему энергетики на возобновляемых источниках, которая сможет соответствовать более строгим требованиям по снижению выбросов парниковых газов и при этом будет эффективной и честной.

Производство энергии в Великобритании

В свое время правительство Великобритании активно поддержало рывок в сторону газовых электростанций. Разработка угля открытым способом, методы добычи сланцевого газа, метан угольных пластов, и даже газификация угля на месте его залегания — все это подпадает под меры государственной поддержки в Великобритании, хотя Шотландия и Уэльс объявили мораторий на применение метода гидроразрыва. Протесты населения против этого метода добычи сланцевого газа растет, особенно в тех местах, где предлагается его применение. Так в Балкомбе, Сассекс, угроза возможной добычи сланцевого газа дала старт строительству солнечных электростанций, которые находятся в собственности местных жителей. Выработка электроэнергии из возобновляемых источников возросла на 30 процентов за период 2012-2013 гг. и составила 13,9 процента от валового энергопотребления. В 2016 году доля солнечной энергии составила 3,4% от всего объема электроснабжения Великобритании.

Свет кончится?

Страх того, «что кончится свет», подталкивает существующее правительство к поддержке за счет субсидий уже работающих энергетических предприятий. За счет использования рынка мощности энергетические компании получают субсидии за то, что они и так будет делать в любом случае. рынка мощности энергетические компании получают субсидии за то, что они и так будет делать в любом случае. Это сохраняет на плаву существующие электростанции, и они получают дополнительную оплату за электроэнергию, которую производят. Недавно обнародованные субсидии для атомной энергетики и рынка мощности показывают, насколько сильно энергетические компании противостоят любым изменениям существующей централизованной энергосистемы.

Ориентация на рынок

Обе основные политические партии в Великобритании неразрывно связаны с системой, которая полагается на шесть крупных доминирующих на рынке компаний. Проблема данного подхода, при котором уже существующие на рынке игроки имеют все преимущества и привилегии от пред-приватизационных инвестиций, как, например, доступ к сетям, в то время как компаниям, впервые вступающим в отрасль, придется оплачивать стоимость преобразования электроэнергии. Регулярно появляется информация о том, как с хозяев установок на возобновляемой энергии, находящихся в общинном владении, запрашивают астрономические суммы за подключение к сетям, поскольку сеть будто бы «на расчетной мощности», как, например, в Корнуолле.

Барьеры в системе

Нет такого порядка ранжирования, где энергия из возобновляемых источников имела бы преимущества при подключении к сети и снабжении потребителей. Снабжение электроэнергией недоступно для мелких производителей ввиду высокой стоимости лицензии на электроснабжение. Правительством Великобритании созданы рабочие группы по вопросам электроснабжения, сетей и общинной собственности при департаменте по вопросам энергетики и изменения климата, но структурных изменений пока не произошло. В прошлом году изменения условий субсидий и их планирование фактически остановило развитие береговой энергетики и замедлило развитие солнечных установок. Сообщество энергетического сектора само несет ответственность за поиск новых бизнес-моделей после того, как существующие зарегистрированные проекты в этом году будут завершены.

Что это значит для энергетического перехода Великобритании?

Взаимосвязь Закона об изменении климата от 2008 года, его углеродного бюджета и Энергетического акта отображает ориентированность правительства Великобритании на декарбонизацию электроэнергетики и демонстрирует отсутствие специального интереса к производству электроэнергии за счет возобновляемых источников. Вместо этого основные политические партии предпочитают не торопиться с решением и иметь в энергобалансе страны «всего понемногу». Это служит серьезным источником неопределенности: пройдет ли добыча сланцевого газа гидроразрывом в образовавшийся законодательный зазор или возобновляемым источникам и энергоэффективности удастся выдавить сланцевый газ окончательно? Появится ли новое поколение атомных реакторов или их окончательно добьет высокая стоимость и нерешаемые проблемы ядерных отходов? Смогут ли сети и системы энергоснабжения справиться с наплывом энергии из возобновляемых источников? Наличие ядерной программы создает реальную опасность того, что Великобритания окажется в конце очереди на перевод своей энергетической системы на преимущественно возобновляемые источники.

Что дальше?

Новому правительству Великобритании предстоит прямо решать эти вопросы, поскольку счета за электроэнергию растут, развиваются новые энергетические технологии и все больше людей, оказываясь вовлеченными в общинную энергетику, осознают возникающие перед ними препятствия. Активисты, протестующие против технологии гидроразрыва, уверяют в том, что ископаемое топливо остаются в верхних строчка списка политических приоритетов, а стоимость новых ядерных реакторов может сделать их неподъемными. «Общинная энергетика» в значительной мере снята с повестки дня, однако некоторое внимание уделяется инвестициям в инфраструктуру, которая, возможно, вновь откроет дебаты в данном направлении.

Великобритания должна предоставить энергии из возобновляемых источников право приори­тетного доступа к сетям, сделать обязательным требование предлагать часть вырабатываемой энергии местному сообществу, а также создать для местных энергетических проектов возможности простого и недорогого доступа к обеспечению местных потребителей электроэнергией. Если это произойдет, общинная энергетика начнет трансформировать способ производства и потребления энергии в Великобритании.

European perspectives

Dazed and confused? The UK’s energy policy needs a sense of direction

In relation to the rest of Europe, the UK’s role as market champion, nuclear champion and shale gas champion has brought its policies into sharp relief in contrast to countries such as Germany and Austria. In particular the decision to approve Hinkley Point has been challenged on the basis of the subsidies it requires, although it was allowed by the European Commission.

by Naomi Luhde-Thompson, Friends of the Earth England Wales and Northern Ireland

Over three-quarters of people in the UK support renewable energy, while only a third support nuclear, and a quarter support fracking, according to the UK Government’s public attitudes tracker in 2014. Sparks fly in the energy debate as people’s bills rise, companies’ domestic supply profits increase, and the replacement of the ageing system mean large scale investment is required.

The UK's confused energy policy

Big utilities still dominate the UK's energy policy, as community-owned renewable energy struggles to gain a foothold despite the barriers. It has only been 25 years since the privatisation of energy, but in mainstream politics and media, the rise of community-owned energy, or local authority owned energy, is seen as a minor contribution to the UK's energy system – around 3GW by 2020 is estimated by the Department for Energy and Climate Change. This will have to change if the UK is to realise a decentralised renewable energy system that meets more stringent climate change emissions reduction targets, and is efficient and fair.

Energy production in the UK

A dash for gas-fired power stations was supported by the UK Government a while ago. Opencast coal mining is still being applied for, and applications for shale gas, coal bed methane, and even underground coal gasification are all being encouraged by the current framework in England, although Scotland and Wales have both passed moratoriums on fracking. Public opposition to fracking is on the rise, particularly in places where proposals have come forward. In places like Balcombe, Sussex, the threat of fracking has kick-started a campaign for locally-owned solar energy instead. Electricity generation from renewable sources increased 30 percent between 2012 and 2013, up to 13.9 percent of gross electricity consumption. In 2016, solar made up 3.4% of the energy supply in the UK.

Lights going out?

The fear of “lights going out” has led the current Government to prop up the existing utilities. Through the capacity market the utilities are being subsidised in effect for what they want to do anyway – which is keeping their existing power stations open, and then being paid in addition for the electricity they supply. These recently announced subsidies for nuclear and the capacity market show how strongly the utilities are fighting off any change to the current centralised energy system.

The market focus

Both main political parties in the UK are wedded to a system which relies on a market dominated by the big six energy companies. The problem with this approach is that the existing players in the market have all the advantages, and the benefits of pre-privatisation investment – for instance in the grid, while new entrants are expected to pay the cost of transformation. There are regular reports from owners of prospective community-owned renewable energy projects who are quoted astronomical sums in order to be connected to the grid, because the grid is apparently 'at capacity' – for instance in places like Cornwall.

Barriers in the system

There is no merit order where renewable electricity is prioritised for connection and supply on the grid. Supplying electricity is impossible for small producers because of the cost of the supply license. The UK Government through the Department of Energy and Climate Change has had working groups on supply, grid and community ownership, but so far there has been no structural change.In the last year, the changes to the subsidy regime and the planning regime has effectively stopped onshore wind development and is slowing down solar farm development. The community energy sector itself is responding by looking for new business models when the existing registered projects are built out this year.

What does this mean for energy transformation in the UK?

The relationship between the Climate Change Act 2008 and its carbon budgets and the Energy Acts mean that the focus for the UK Government is on 'decarbonising' electricity, but not specifically on renewable energy generation. Instead the main political parties prefer to keep their options open, with a bit of everything in the mix. This creates a huge sense of uncertainty - will fracking squeeze into an energy supply gap which may open up, or will renewables and energy efficiency take off to an extent that it is squeezed out? Will a new generation of nuclear come to pass or will it be finally killed off by cost and insurmountable waste issues? Can the grid and supply systems cope with more renewable energy? With the cancellation of the carbon capture and storage programme, and the nuclear programme on the rocks of ever increasing cost, there is a real risk that the UK will find itself at the back of the queue on transforming its energy system to be largely renewable.

What next?

The new UK Government will have to tackle these issues head on as people's energy bills rise, new energy development comes forward, and as more people engage with community energy and understand the barriers it faces. Anti-fracking campaigners will ensure that unconventional fossil fuels remain high on the political agenda, and the pure cost of new nuclear may render it unaffordable. "Community energy" is largely off the agenda, but there is a focus on infrastructure investment which may re-open the debate down the line.

The UK needs to put renewable energy first in connecting to the grid, make it mandatory for schemes to offer a share to local communities, and make it simple and affordable for local projects to supply their local community. If this happens, community energy will start to transform the way people produce and use energy in the UK.