Вопросы и ответы

Не слишком ли остро Германия отреагировала на аварию на АЭС Фукусима?

Несколько проядерных стран не внесли фундаментальных изменений в свои взгляды на ядерную энергетику после аварии на АЭС Фукусима, но Германия принадлежит к большинству. Германия отказалась от ядерной энергии еще в 2000 году, так что решение 2011 года представляет собой внезапную смену позиции канцлера Меркель, а не фундаментальное изменение мнения Германии в целом (которое как было, так и осталось крайне критическим по отношению к АЭС).

Немецкий отказ от ядерной энергии долгое время находился в процессе реализации, но решение правительства закрыть восемь атомных станций через неделю после аварии на Фукусиме все равно оказалось сюрпризом. Однако в целом в Германии существует сильный политический консенсус за отказ от ядерной энергии. Со времени первого отказа от ядерной энергии в 2000 году в Германии обсуждалось не закрывать или нет, а как быстро закрывать атомные станции в стране.

Хотя несколько стран, таких как США, Франция и Россия, не изменили фундаментально своей политики по ядерной энергии в ответ на аварию на Фукусиме, коалиция канцлера Меркель совершила неожиданный разворот на 180 градусов. Настроение общества, напротив, сильных изменений не претерпело: широкая общественность Германии горячо поддержала решение канцлера Шредера об отказе от ядерной энергии в 2000 году, и 65 процентов опрошенного населения также выступало за него в апреле 2010 года — в то время, когда вновь избранная канцлер Меркель обозначила свое намерение придержать исполнение решения Шредера.

Под воздействием аварии на Фукусиме поддержка немцами отказа от ядерной энергии выросла на шесть процентов к уже имевшемуся 71 проценту — не очень большая разница. Согласно результатам опроса общественного мнения, проведенного в США спустя почти год после аварии на Фукусиме, 41 процент взрослого населения считает, что риски ядерной энергии перевешивают ее преимущества (по сравнению с 34 процентами годом ранее).

Но если немецкую общественность трудно обвинить в склонности к панике, канцлера Меркель определенно можно. Если бы она просто продолжала постепенный вывод атомных станций из эксплуатации и решила ускорить процесс, то последствия могли бы быть не столь пагубными, но она полностью пересмотрела немецкую энергетическую политику дважды в течение одного года. За внезапной сменой мнения Меркель в 2011 году стоят, вероятно, два фактора: предстоящие выборы в федеральной земле Баден-Вюртемберг, которые Меркель частично проиграла, и сильные антиядерные протесты на волне аварии на Фукусиме.

Страны против ядерной энергии

Германия не одинока в своей антиядерной позиции. Дания уже поставила цель перехода на стопроцентную возобновляемую энергетику к 2050 еще до аварии на Фукусиме. Италия — седьмая в мире по величине экономическая система — проголосовала за отказ от ядерной энергии на референдуме 1987 года, и когда тогдашний президент Берлускони попытался изменить эту политику в июне 2011 года, итальянцы смогли организовать первый успешный с 1995 года референдум, признанный состоявшимся. Более 94 процентов проголосовавших высказалось против ядерных планов Берлускони, и это событие стало основной причиной его политического поражения несколькими месяцами позже.

Расположенная между Италией и Германией Швейцария предпринимает скромные шаги к переходу в безъядерное состояние к 2034 году. В 2017 году Швейцария приняла программу отказа от ядерной энергии без указания дат. А в 2012 году Австрия, определившая свой безъядерный статус еще в 1978 году, потребовала, чтобы ее коммунальные предприятия подтвердили, что начиная с 2015 года они не будут закупать ядерную энергию из-за рубежа.

Какое-то время Бельгия фигурировала в новостях как страна без правительства, но когда он у нее наконец появилось в 2011 году, его первым решением стал отказ от ядерной энергии с 2015 года.

Questions & Answers

Did Germany overreact to Fukushima?

A few pro-nuclear countries did not fundamentally change their stance on nuclear after Fukushima, but Germany was actually in the majority. And its nuclear phase-out dates back to 2000, so the decision in 2011 represents a sudden change in Chancellor Merkel's position, not a fundamental change in general German opinion.

Germany's nuclear phase-out has been a long time in the making, but the government's decision to shut down eight nuclear plants in the week after the accident in Fukushima still came as a surprise. Overall, however, Germany has a strong political consensus in favor of phasing out nuclear. Since the first nuclear phase-out of 2000, the political discussion in Germany has not been about whether, but about how quickly the phase-out should proceed.

While some countries – such as the US, France, and Russia – did not fundamentally change their policy on nuclear in response to Fukushima, Chancellor Merkel's coalition did an abrupt about-face. In contrast, public sentiment did not change much; the general public in Germany was overwhelmingly in support of Chancellor Schroeder's nuclear phase-out from 2000, with 65 percent of those surveyed stating that they were in favor of it in April 2010 – at a time when newly reelected Chancellor Merkel had indicated she planned to roll back Schroeder's phase-out.

In the wake of the accident at Fukushima, German support for a nuclear phase-out "only" increased by six percentage points to 71 percent, not a great difference; in comparison, a poll taken in the United States nearly a year after Fukushima found that 41 percent of US adults thought the risks of nuclear outweighed its benefits, compared to 37 percent a year earlier – an increase of around ten percent in both cases.

But while the German public can hardly be accused of panicking, Chancellor Merkel certainly did. Had she merely continued the previous nuclear phase-out and decided to speed things up, the effects might not have been so detrimental, but she essentially reversed German energy policy twice within a single year. Two main factors were probably behind Merkel's sudden change of heart in 2011: upcoming elections in the German state of Baden-Württemberg, which Merkel's party lost, and strong anti-nuclear protests in the wake of Fukushima.

Countries against nuclear

Nor did Germany react more strongly than most other countries. To the north, Denmark already had a goal of 100 percent renewable energy by 2050 when Fukushima happened. To the south, Italy – the world's seventh largest economy – had voted to be nuclear-free in a referendum in 1987, and when then-President Berlusconi attempted to change that policy in June 2011, the Italians managed to successfully conduct a referendum for the first time since 1995 by getting a majority of eligible voters to turn out. Of those who voted, more than 94 percent rejected Berlusconi's nuclear plans, and the event was a major reason for his political defeat a few months later.

In between Italy and Germany, Switzerland took modest steps to ensure that the country would be nuclear-free by 2034, and in 2012, Austria – which had resolved to remain nuclear-free way back in 1978 – went a step further by requiring its utilities to certify that they are not purchasing any nuclear power from abroad starting in 2015.

For a while, Belgium was repeatedly in the news for not having a government, but when it finally got one again, one of the first decisions made in October 2011 was to launch a nuclear phase-out starting in 2015. Germany is not alone in its nuclear position; it stands in the middle of a larger resistance movement.