Вопросы и ответы

Переживает ли Германия угольный ренессанс?

В 2017 году была построена только одна электростанция, работающая на угле, да и та может в итоге не открыться. Станции, построенные за последние несколько лет, были спроектированы в самом начале первого этапа торговли выбросами, который так и не смог заставить промышленность перейти с угля на газ. Однако возобновляемая энергия все в большей степени заменяет собой грязную энергию, так что эти дополнительные угольные мощности вряд ли станут прибыльными. Со времени аварии на АЭС Фукусима не было запланировано строительство ни одной угольной электростанции.

Один из наиболее важных вопросов в контексте немецкого энергетического поворота — роль угольной энергетики. В 2015 году разговоры о возможном поэтапном отказе от угля вышли на новый уровень. Поскольку в угольной отрасли работает много шахтеров, под угрозой находится гораздо больше рабочих мест, чем в ядерном секторе — одна из причин, почему поэтапный отказ от ядерной энергетики с политической точки зрения был легче. Однако все больше и больше профсоюзных лидеров принимают неизбежность поэтапного отказа от угля и теперь хотели бы сосредоточить свое внимание не на его предупреждении, а на его планировании. Вследствие этого обсуждение условий отказа касается десятилетия, в течение которого последний рудник и угольный завод будут закрыты, а также того, как рабочие и их профсоюзы смогут извлечь выгоду из такого перехода.

Недавние сообщения о новых угольных станциях в Германии привлекли к себе немало внимания. С выводом из эксплуатации всех АЭС в 2022 году, угольные станции будут вырабатывать ту энергию, которая могла бы быть заменена за счет возобновляемых источников. Сейчас же получается, что возобновляемые источники вытесняют, в основном, более дорогие источники на основе природного газа и атомной энергии, которые в настоящее время стоят дороже источников на основе угля. При сжигании природного газа выделяется в два раза меньше углекислого газа, чем от угля. Несмотря на то, что с экологической точки зрения было бы хорошо заменить уголь газом, из-за политического аспекта проблемы это будет нелегко. Германия импортирует весь используемый газ, 40% газа приходит из России, и в то же время является крупнейшим производителем бурого угля. В данном случае речь идет приблизительно о 35 тысячах рабочих мест в регионе Гарцвайлер, что составляет менее 10% количества занятых в секторе возобновляемой энергетики.

В зависимости от того, насколько быстро доля возобновляемой энергии будет расти в энергообеспечении, новые станции будут работать больше или меньше. Исследование, сделанное в 2013 году по заказу британского правительства, сделало вывод о том, что «всплеск» в строительстве новых угольных станций является следствием благоприятного для них положения на рынке в 2007-2008 гг., и заключило, что новых угольных проектов в Германии в обозримом будущем не появится, за исключением тех, которые уже строятся.

По факту, после начала в 2011 году поэтапного отказа от атомной энергии в Германии сократилось число планов по строительству угольных электростанций. В демократических странах угольные станции не строились уже пару лет, поэтому те, что были введены в эксплуатацию в 2012 и 2013 годах не имеют отношения к энергетическому повороту.

Диаграмма, опубликованная неправительственной экологической организацией Deutsche Umwelthilfe в 2013 году показала, что на фоне отказа от атомной энергетики, Германия не просто перестала строить угольные электростанции, но и закрыла шесть действующих.

В ходе отказа от атомной энергетики мощность из возобновляемых источников, скорее всего, будет полностью покрывать потери от снижения выработки в атомной энергетике. Однако рост возобновляемой энергетики возможно будет незначительно опережать сокращение атомной энергетики, следовательно, угольная энергетика будет оставаться достаточно сильной, особенно сектор бурого угля. Ожидается, что использование каменного угля для производства электроэнергии, в противоположность ситуации с бурым углем, будет заметно сокращаться. В 2015 году правительство Германии заявило о своих планах снижения выбросов от использования бурого угля. Если эти планы станут законом, выработка электроэнергии с помощью бурого угля может сократиться во время отказа от атомной энергии.

В любом случае, фаза поэтапного отказа от угля начнется после завершения поэтапного отказа от атомной энергии в конце 2022 года, просто потому, что к тому времени в энергетике Германии больше не останется мощностей, которые надо будет замещать энергией из возобновляемых

Questions & Answers

Is Germany undergoing a coal renaissance?

In 2016, only one new coal plant was in the pipeline of being built. The plants built in the past few years were planned starting in the first phase of emissions trading, which failed to provide a shift from coal power to power from natural gas. But increasingly, renewables are offsetting demand, so this additional capacity is likely to be unprofitable. In 2014, electricity production from hard coal and lignite went down by more than 6 percent. The firms are now scrambling to shut down capacity. Since Fukushima, not a single coal plant has been added to utility plans.

One of the main concerns about Germany’s energy transition is the role of coal power. In 2015, talk about a possible coal phase-out shifted into high gear. Because the coal sector employs so many miners, far more jobs are at stake than in the nuclear sector - one reason for why a nuclear phase-out was politically easier. But increasingly, labor union leaders accept the inevitability of a coal phase-out and now wish to focus not on preventing it, but on shaping it. Negotiations therefore concern the decade in which the last coal mine and coal plant will be shut down and how workers and their communities can benefit from this transition.

The recent reports of new coal plants going online have also drawn a lot of attention. As Germany phases out its nuclear plants up to 2022, more space will indeed be created on the power grid for coal plants, which would otherwise be squeezed out by renewables. At present, renewable electricity primarily offsets power from natural gas, which is currently more expensive than coal power. Natural gas combustion emits only about half as much CO2 as the burning of coal. Though it would be better for the climate, a switch from coal power to natural gas will be a tough sell politically. Germany imports almost all of its gas, 40% of it from Russia, and is the world’s largest brown coal producer. An estimated 35,000 jobs could be at stake in the Garzweiler region, less than a tenth of the jobs in the renewables sector.

Depending on how quickly renewables grow in power supply, however, new plants may increasingly run for fewer hours per year. A study published in 2013 for the British government found that the “apparent surge” in new coal plant construction in Germany was the result of a favorable market environment in 2007/2008 and concludes that “there will be no major new coal or lignite projects in Germany for the foreseeable future beyond those currently under construction.”

Indeed, since the nuclear phase-out of 2011, plans to build new coal plants in Germany are down. In democracies, coal plants are not built in a couple of years, so the ones that went online in 2012 and 2013 were not a result of energy transition.

A chart published by German environmental NGO Deutsche Umwelthilfe in 2013 shows that, as a reaction to the nuclear phase-out, Germany has not started building any coal plants and has even stepped away from six.

During the nuclear phase-out, renewable electricity is likely to fill the gap left binding by nuclear power. However, the growth of renewables will probably only slightly outstrip the nuclear decline so that coal power will remain relatively strong, especially lignite. In contrast, electricity from hard coal is expected to decline. In 2015, the German government announced plans to reduce emissions from lignite. If these plans become law, power from lignite could indeed drop during the nuclear phase-out.

Whatever the case, the coal phase-out begins with or without an official announcement after the nuclear phase-out is completed at the end of 2022 - simply because there will be nothing left for renewables to offset in Germany's power supply.